Транспортные активы


«Норникель» владеет современной транспортной инфраструктурой, которая решает самые сложные задачи грузовой логистики и является основой стабильной работы предприятий. Транспортно-логистический комплекс Компании охватывает все основные виды транспорта и транспортно-экспедиционных услуг.

Флот

«Норникель» владеет уникальным арктическим флотом: пятью сухогрузами и танкером «Енисей» усиленного ледового класса (Arc7 по классификации Российского морского регистра судоходства). Технические возможности судов позволяют преодолевать арктические льды толщиной до 1,5 м без сопровождения ледоколов. Танкер «Енисей» обеспечивает экспорт газового конденсата с Пеляткинского месторождения в порты Европы, а также выполняет коммерческие рейсы в других направлениях.

Сухогрузный флот Компании обеспечивает круглогодичное сообщение между морскими портами Дудинки, Мурманска, Архангельска, Роттердама и Гамбурга, а также выполняет коммерческие рейсы в других направлениях. В 2018 году было выполнено 66 рейсов из Дудинки (в 2017 году — 66), в том числе 10 прямых рейсов в порты Европы (в 2017 году — 12).

В конце 2017 года по решению Совета директоров ПАО «ГМК «Норильский никель» создан Быстринский транспортный филиал для организации перевозок готовой продукции Быстринского ГОКа и необходимых товарно-материальных ценностей. С 2018 года Быстринским транспортным филиалом организованы работы по содержанию железнодорожной инфраструктуры — 227-километрового участка железной дороги необщего пользования Нарын (Борзя) — Газимурский Завод, построенного в рамках государственно-частного партнерства.


Сухогрузные перевозки флотом Компании (млн т)
Перевозки топлива танкером «Енисей»
(тыс. т)
Авиасообщение

АО «Норильск Авиа» обслуживает города и поселки Норильского и Таймырского Долгано-Ненецкого районов Красноярского края. «Норильск Авиа» обеспечивает вертолетные перевозки для производственной деятельности предприятий Компании, выполняет срочные санитарные полеты и спасательные операции, перевозит пассажиров на местных воздушных линиях.


АО «АК «НордСтар» — развивающийся авиационный проект, который существует с 2008 года. Парк авиакомпании состоит из 15 воздушных судов. В 2018 году, второй год подряд, компания успешно прошла международный аудит на соответствие стандартам эксплуатационной безопасности и была включена в реестр операторов IOSA (IATA Operational Safety Audit).

Ежегодно АО «АК «НордСтар» подтверждает статус одного из крупнейших перевозчиков не только Сибирского федерального округа, но и России в целом с пассажирооборотом, превышающим 1 млн человек. География полетов охватывает более 30 городов России и стран СНГ. В 2018 году авиакомпания успешно перевезла более 110 тыс. жителей Норильского промышленного района в период третьего этапа реконструкции аэропорта Норильск.


Аэропорт расположен в 36 км от г. Норильска. Он играет важную роль в обеспечении транспортной доступности региона и связывает север Красноярского края с другими регионами России.

Авиасообщение не прерывалось даже в период реконструкции взлетно-посадочной полосы, завершившейся в 2018 году. Реконструкция осуществлялась в рамках государственно-частного партнерства, закрепленного соглашением между ПАО «ГМК «Норильский никель» и Федеральным агентством воздушного транспорта. Это уникальный проект в российской и международной практике, реализованный в установленные сроки и с высочайшим качеством. Новая полоса имеет габаритные размеры 2 821 × 45 м и соответствует всем сертификационным требованиям. Кроме того, были реконструированы две рулежные дорожки и часть бетонного покрытия гражданского перрона аэропорта.

Транспортные филиалы и порты

Водный грузооборот порта Дудинка
(млн т)
Водный грузооборот терминала в Мурманске (млн т)

Заполярный транспортный филиал и порт Дудинка (ЗТФ) — основное производственное предприятие города-порта Дудинка. Это единственный в мире порт, ежегодно затопляемый во время половодья, при этом принимающий как морские, так и речные суда.

Поскольку порт расположен на Крайнем Севере, он работает сезонно. С ноября по май акватория порта, как и река Енисей, замерзает. В это время порт обрабатывает только морские суда при помощи ледоколов (для подвода судов к причалу и очистки причалов ото льда). В мае — июне порт затапливается, и прием судов прекращается. После прохождения ледохода и спада воды обработка судов возобновляется как на морских, так и на речных причалах.

Порт Дудинка — неотъемлемое звено технологической цепочки и ресурсного обеспечения Компании. Он осуществляет перевалку грузов на территории Норильского промышленного района и Таймырского полуострова, в том числе грузов для населения (за исключением скоропортящихся и почты). В летний период речные суда доставляют из Красноярска и Лесосибирска оборудование и необходимые для производства грузы (песок, круглый лес, клинкер и т. д.), а в Красноярск по реке отправляется сера. Весь год, в том числе зимой, из Дудинки морскими судами отправляются файнштейн для дальнейшей переработки на Кольской ГМК и металлопродукция.

Для осуществления портовых операций ЗТФ обладает собственным портовым флотом: ледоколом речного класса, буксирами, катерами, бункеровщиком, плавкраном. Для снижения негативного воздействия на окружающую среду филиал внедряет программы, направленные на снижение расхода топливных ресурсов и предотвращение загрязнения акватории рек Дудинка и Енисей, а также финансирует воспроизведение биоресурсов (выпуск мальков).

Мурманский транспортный филиал (МТФ) расположен на территории порта г. Мурманска, не замерзающего круглый год. В марте 2017 года был введен в эксплуатацию причал №2, благодаря чему проектный объем грузооборота филиала вырос до 1,5 млн тонн в год. В ходе реконструкции терминала был компенсирован ущерб, нанесенный биологическим ресурсам акватории проводимыми работами.

Основные функции МТФ — отправка готовой металлопродукции Компании из Мурманска в порты Европы, прием файнштейна из Дудинки и его отправка по железной дороге на Кольскую ГМК, отправка в Дудинку порожних контейнеров, оборудования, материалов. Помимо морских перевозок, Мурманский транспортный филиал осуществляет транспортно-экспедиционное обслуживание, перевалку и хранение грузов, железнодорожные перевозки на участке Мурманск — Мончегорск.

Судоходное подразделение МТФ соблюдает международные морские конвенции в части экологичности и безопасности плавания. Суда проходят регулярный регламентный ремонт и проверки состояния безопасности.

Архангельский транспортный филиал расположен в г. Архангельске. Он используется для бесперебойной круглогодичной перевалки грузов «Норникеля» через морской порт Архангельск, который имеет удобную транспортную систему: авто-, авиа- и железнодорожное сообщение с другими регионами России и зарубежья.

Красноярский транспортный филиал (КТФ) координирует работу Красноярского и Лесосибирского портов и Енисейского речного пароходства. Их работа отличается ярко выраженной сезонностью, поскольку река Енисей зимой замерзает. После прохождения ледохода через порты осуществляется перевалка в Дудинку грузов Группы: щебня, клинкера, оборудования, материалов, социально значимых грузов в рамках Северного завоза. При непосредственном участии КТФ проводятся мероприятия по сокращению потребления топливных ресурсов и исключению переработки комовой серы в черте г. Красноярска.

Большую часть перевозок по реке Енисей, как грузов Компании, так и сторонних, выполняет АО «Енисейское речное пароходство» (АО «ЕРП»). Оно владеет значительным (более 500 судов) речным флотом, включающим как самоходные, так и несамоходные суда. Речные перевозки осуществляются по рекам Енисей, Ангара, Нижняя и Подкаменная Тунгуски, а также по самым крупным их притокам.

АО «Красноярский речной порт» — один из крупнейших речных портов Енисейского бассейна. Предприятие осуществляет перевалку грузов, следующих в автомобильно-железнодорожно-водном сообщении, а также хранение и перевозку грузов на подъездных железнодорожных путях необщего пользования. Порт включает три производственных участка: Енисей, Злобино и Песчанку.

АО «Лесосибирский порт» работает в порту Лесосибирска, расположенном в 40 км ниже впадения Ангары в Енисей и ниже порогов (сложного для прохождения судов участка). Это позволяет гарантированно доставлять грузы Группы в случае маловодности Енисея и большой загрузки судов. Порт обладает следующими уникальными преимуществами:

  • является единственным в бассейне Енисея специализированным участком по переработке взрывчатых веществ с возможностью хранения;
  • работает круглый год (перевалка грузов в межнавигационный период с железнодорожного на автомобильный транспорт и с автомобильного транспорта на железнодорожный);
  • доступ к Енисейскому тракту дает выход на федеральную трассу «Байкал» (М53);
  • железнодорожная ветка на Ачинск связывает Лесосибирск с Транссибирской магистралью.

В конце 2017 года по решению Совета директоров ПАО «ГМК «Норильский никель» создан Быстринский транспортный филиал для организации перевозок готовой продукции Быстринского ГОКа и необходимых товарно-материальных ценностей. С 2018 года Быстринским транспортным филиалом организованы работы по содержанию железнодорожной инфраструктуры — 227-километрового участка железной дороги необщего пользования Нарын (Борзя) — Газимурский Завод, построенного в рамках государственно-частного партнерства.

Снижение общей суммы расходов по сравнению с 2017 годом связано с уменьшением расходов по строительству одного из причалов в Мурманском транспортном филиале. Основные работы на нем были проведены в 2016–2017 годах, а в марте 2017 года причал был введен в эксплуатацию.

Значительный рост прочих расходов в 2018 году связан с проведением регламентных ремонтов на четырех морских судах Мурманского транспортного филиала. В 2018 году Компания также провела регламентные ремонты судов и капитальные ремонты некоторых причалов, построила комплекс технических средств безопасности, модернизировала оборудование систем связи и внедрила контроль расхода топлива.

Инвестиции в транспортно-логистические активы
Наименование расходов 2016 2017 2018
млн долл. США млрд руб. млн долл. США млрд руб. млн долл. США млрд руб.
ИТОГО 34,3 2,3 46,2 2,7 35,1 2,2
Капитальное строительство 17,9 1,2 22,2 1,3 6,4 0,4
Приобретение оборудования 10,4 0,7 15,4 0,9 12,8 0,8
Прочие расходы 6,0 0,4 8,6 0,5 15,9 1,0