Транспортные активы
«Норникель» владеет современной транспортной инфраструктурой, которая решает самые сложные задачи грузовой логистики и является основой стабильной работы предприятий. Транспортно-логистический комплекс Компании охватывает все основные виды транспорта и транспортно-экспедиционных услуг.
«Норникель» владеет уникальным арктическим флотом: пятью сухогрузами и танкером «Енисей» усиленного ледового класса (Arc7 по классификации Российского морского регистра судоходства). Технические возможности судов позволяют преодолевать арктические льды толщиной до 1,5 м без сопровождения ледоколов. Танкер «Енисей» обеспечивает экспорт газового конденсата с Пеляткинского месторождения в порты Европы, а также выполняет коммерческие рейсы в других направлениях.
Сухогрузный флот Компании обеспечивает круглогодичное сообщение между морскими портами Дудинки, Мурманска, Архангельска, Роттердама и Гамбурга, а также выполняет коммерческие рейсы в других направлениях. В 2018 году было выполнено 66 рейсов из Дудинки (в 2017 году — 66), в том числе 10 прямых рейсов в порты Европы (в 2017 году — 12).
В конце 2017 года по решению Совета директоров ПАО «ГМК «Норильский никель» создан Быстринский транспортный филиал для организации перевозок готовой продукции Быстринского ГОКа и необходимых товарно-материальных ценностей. С 2018 года Быстринским транспортным филиалом организованы работы по содержанию железнодорожной инфраструктуры — 227-километрового участка железной дороги необщего пользования Нарын (Борзя) — Газимурский Завод, построенного в рамках государственно-частного партнерства.
АО «Норильск Авиа» обслуживает города и поселки Норильского и Таймырского Долгано-Ненецкого районов Красноярского края. «Норильск Авиа» обеспечивает вертолетные перевозки для производственной деятельности предприятий Компании, выполняет срочные санитарные полеты и спасательные операции, перевозит пассажиров на местных воздушных линиях.
АО «АК «НордСтар» — развивающийся авиационный проект, который существует с 2008 года. Парк авиакомпании состоит из 15 воздушных судов. В 2018 году, второй год подряд, компания успешно прошла международный аудит на соответствие стандартам эксплуатационной безопасности и была включена в реестр операторов IOSA (IATA Operational Safety Audit).
Ежегодно АО «АК «НордСтар» подтверждает статус одного из крупнейших перевозчиков не только Сибирского федерального округа, но и России в целом с пассажирооборотом, превышающим 1 млн человек. География полетов охватывает более 30 городов России и стран СНГ. В 2018 году авиакомпания успешно перевезла более 110 тыс. жителей Норильского промышленного района в период третьего этапа реконструкции аэропорта Норильск.
Аэропорт расположен в 36 км от г. Норильска. Он играет важную роль в обеспечении транспортной доступности региона и связывает север Красноярского края с другими регионами России.
Авиасообщение не прерывалось даже в период реконструкции взлетно-посадочной полосы, завершившейся в 2018 году. Реконструкция осуществлялась в рамках государственно-частного партнерства, закрепленного соглашением между ПАО «ГМК «Норильский никель» и Федеральным агентством воздушного транспорта. Это уникальный проект в российской и международной практике, реализованный в установленные сроки и с высочайшим качеством. Новая полоса имеет габаритные размеры 2 821 × 45 м и соответствует всем сертификационным требованиям. Кроме того, были реконструированы две рулежные дорожки и часть бетонного покрытия гражданского перрона аэропорта.
Заполярный транспортный филиал и порт Дудинка (ЗТФ) — основное производственное предприятие города-порта Дудинка. Это единственный в мире порт, ежегодно затопляемый во время половодья, при этом принимающий как морские, так и речные суда.
Поскольку порт расположен на Крайнем Севере, он работает сезонно. С ноября по май акватория порта, как и река Енисей, замерзает. В это время порт обрабатывает только морские суда при помощи ледоколов (для подвода судов к причалу и очистки причалов ото льда). В мае — июне порт затапливается, и прием судов прекращается. После прохождения ледохода и спада воды обработка судов возобновляется как на морских, так и на речных причалах.
Порт Дудинка — неотъемлемое звено технологической цепочки и ресурсного обеспечения Компании. Он осуществляет перевалку грузов на территории Норильского промышленного района и Таймырского полуострова, в том числе грузов для населения (за исключением скоропортящихся и почты). В летний период речные суда доставляют из Красноярска и Лесосибирска оборудование и необходимые для производства грузы (песок, круглый лес, клинкер и т. д.), а в Красноярск по реке отправляется сера. Весь год, в том числе зимой, из Дудинки морскими судами отправляются файнштейн для дальнейшей переработки на Кольской ГМК и металлопродукция.
Для осуществления портовых операций ЗТФ обладает собственным портовым флотом: ледоколом речного класса, буксирами, катерами, бункеровщиком, плавкраном. Для снижения негативного воздействия на окружающую среду филиал внедряет программы, направленные на снижение расхода топливных ресурсов и предотвращение загрязнения акватории рек Дудинка и Енисей, а также финансирует воспроизведение биоресурсов (выпуск мальков).
Мурманский транспортный филиал (МТФ) расположен на территории порта г. Мурманска, не замерзающего круглый год. В марте 2017 года был введен в эксплуатацию причал №2, благодаря чему проектный объем грузооборота филиала вырос до 1,5 млн тонн в год. В ходе реконструкции терминала был компенсирован ущерб, нанесенный биологическим ресурсам акватории проводимыми работами.
Основные функции МТФ — отправка готовой металлопродукции Компании из Мурманска в порты Европы, прием файнштейна из Дудинки и его отправка по железной дороге на Кольскую ГМК, отправка в Дудинку порожних контейнеров, оборудования, материалов. Помимо морских перевозок, Мурманский транспортный филиал осуществляет транспортно-экспедиционное обслуживание, перевалку и хранение грузов, железнодорожные перевозки на участке Мурманск — Мончегорск.
Судоходное подразделение МТФ соблюдает международные морские конвенции в части экологичности и безопасности плавания. Суда проходят регулярный регламентный ремонт и проверки состояния безопасности.
Архангельский транспортный филиал расположен в г. Архангельске. Он используется для бесперебойной круглогодичной перевалки грузов «Норникеля» через морской порт Архангельск, который имеет удобную транспортную систему: авто-, авиа- и железнодорожное сообщение с другими регионами России и зарубежья.
Красноярский транспортный филиал (КТФ) координирует работу Красноярского и Лесосибирского портов и Енисейского речного пароходства. Их работа отличается ярко выраженной сезонностью, поскольку река Енисей зимой замерзает. После прохождения ледохода через порты осуществляется перевалка в Дудинку грузов Группы: щебня, клинкера, оборудования, материалов, социально значимых грузов в рамках Северного завоза. При непосредственном участии КТФ проводятся мероприятия по сокращению потребления топливных ресурсов и исключению переработки комовой серы в черте г. Красноярска.
Большую часть перевозок по реке Енисей, как грузов Компании, так и сторонних, выполняет АО «Енисейское речное пароходство» (АО «ЕРП»). Оно владеет значительным (более 500 судов) речным флотом, включающим как самоходные, так и несамоходные суда. Речные перевозки осуществляются по рекам Енисей, Ангара, Нижняя и Подкаменная Тунгуски, а также по самым крупным их притокам.
АО «Красноярский речной порт» — один из крупнейших речных портов Енисейского бассейна. Предприятие осуществляет перевалку грузов, следующих в автомобильно-железнодорожно-водном сообщении, а также хранение и перевозку грузов на подъездных железнодорожных путях необщего пользования. Порт включает три производственных участка: Енисей, Злобино и Песчанку.
АО «Лесосибирский порт» работает в порту Лесосибирска, расположенном в 40 км ниже впадения Ангары в Енисей и ниже порогов (сложного для прохождения судов участка). Это позволяет гарантированно доставлять грузы Группы в случае маловодности Енисея и большой загрузки судов. Порт обладает следующими уникальными преимуществами:
- является единственным в бассейне Енисея специализированным участком по переработке взрывчатых веществ с возможностью хранения;
- работает круглый год (перевалка грузов в межнавигационный период с железнодорожного на автомобильный транспорт и с автомобильного транспорта на железнодорожный);
- доступ к Енисейскому тракту дает выход на федеральную трассу «Байкал» (М53);
- железнодорожная ветка на Ачинск связывает Лесосибирск с Транссибирской магистралью.
В конце 2017 года по решению Совета директоров ПАО «ГМК «Норильский никель» создан Быстринский транспортный филиал для организации перевозок готовой продукции Быстринского ГОКа и необходимых товарно-материальных ценностей. С 2018 года Быстринским транспортным филиалом организованы работы по содержанию железнодорожной инфраструктуры — 227-километрового участка железной дороги необщего пользования Нарын (Борзя) — Газимурский Завод, построенного в рамках государственно-частного партнерства.
Снижение общей суммы расходов по сравнению с 2017 годом связано с уменьшением расходов по строительству одного из причалов в Мурманском транспортном филиале. Основные работы на нем были проведены в 2016–2017 годах, а в марте 2017 года причал был введен в эксплуатацию.
Значительный рост прочих расходов в 2018 году связан с проведением регламентных ремонтов на четырех морских судах Мурманского транспортного филиала. В 2018 году Компания также провела регламентные ремонты судов и капитальные ремонты некоторых причалов, построила комплекс технических средств безопасности, модернизировала оборудование систем связи и внедрила контроль расхода топлива.
Наименование расходов | 2016 | 2017 | 2018 | |||
---|---|---|---|---|---|---|
млн долл. США | млрд руб. | млн долл. США | млрд руб. | млн долл. США | млрд руб. | |
ИТОГО | 34,3 | 2,3 | 46,2 | 2,7 | 35,1 | 2,2 |
Капитальное строительство | 17,9 | 1,2 | 22,2 | 1,3 | 6,4 | 0,4 |
Приобретение оборудования | 10,4 | 0,7 | 15,4 | 0,9 | 12,8 | 0,8 |
Прочие расходы | 6,0 | 0,4 | 8,6 | 0,5 | 15,9 | 1,0 |